Основным, ведущим специалистом в ДОУ, проводящим и координирующим коррекционно – педагогическую работу с детьми имеющими речевые нарушения, является учитель – логопед.

Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения и предназначаются для систематического развития всех компонентов речи. Занятия проводятся в групповой, подгрупповой и индивидуальной форме. В режиме работы логопункта индивидуальная работа является основной.

Задачи, которые решает учитель – логопед:

1. Развитие элементарных форм устной речи на базе расширения словарного запаса. Что включает в себя уточнение и активизацию словаря на основе сис­тематизации знаний об окружающем мире. Каждую неделю проводятся занятия по определённой лексической теме, например: «Домашние животные», «Посуда», «Перёлётные птицы» и т.д. На основе взятой лексической темы расширяется активный словарь существительных, глаголов, прилагательных, наречий и местоимений.

2. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.

а) Усвоение способов словообразования:

- образование относительных прилагательных (например, игра «Приготовим сок». Сок из яблок – яблочный сок и т.д.).

- образование притяжательных прилагательных (игра «Чей, чья, чьё?». Чей хвост? Заячий хвост, медвежий хвост и т.д.)

- образование приставочных глаголов. Например, обыгрывание с машинкой стихотворения «Шутки»

Ехали мы, ехали, до горки доехали,

Въехали, съехали и дальше поехали.

Ехали мы, ехали, до ямы доехали,

Яму объехали и дальше поехали…

- образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Игра «Скажи ласково». Птица – птичка; сова – совушка.

б) Усвоение способов словоизменения:

- изменение имён существительных по числам. Игра «Один – много». Слон – слоны; крокодил – крокодилы.

- изменение имён существительных по падежам. Игра «Украсим ёлочку» чем? шариком, звездой, сосулькой.

- употребление в речи простых и сложных предлогов. Обыгрывание с предметами и игрушками. Например, игра «Котёнок и кресло». Котёнок прыгнул на кресло. Где котёнок? На кресле. Котёнок спрятался за кресло. Откуда выглядывает котёнок? Из – за кресла.

- согласование имён прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода. Игра «Какой, какая, какое?». Лимон, какой? Жёлтый, сочный, кислый. Яблоко, какое? Спелое, ароматное, хрустящее.

- согласование имён существительных с числительными. Игра «Сколько?» Один чайник, два чайника, пять чайников.

Одна сорока, две сороки, пять сорок.

3. Формирование полноценной звуковой стороны речи.

- Постановка диафрагмально – речевого дыхания. Выполнение дыхательной гимнастики, специальных игр на выработку воздушной струи: «Задуй мяч в ворота», «Аэробол», «Снежинки» и т.д.

- выработка артикуляционных навыков. Включает в себя ежедневное выполнение комплексов артикуляционной гимнастики, которая необходима для выработки полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата: губ, языка, мягкого нёба. Для создания интереса у ребёнка к выполнению артикуляционной гимнастики используются стихи, красочные картинки.

При необходимости проводится курс логомассажа: массаж лица (ручной и вибрационный), массаж языка (ручной и зондовый).

- формирование правильного звукопроизношения. Что включает в себя постановку звука и его автоматизацию (постепенное введение поставленного звука в речь ребёнка).

- формирование слоговой структуры слова – сохранение порядка и количества слогов в слове при его произнесении (слова отрабатываются с постепенным усложнением: от простых 2 – х сложных слов из открытых слогов «вода» до 5 – ти сложных слов со стечением согласных «регулировщик».

4. Обеспечение овладения элементами грамоты. Что включает в себя:

- Развитие фонематического восприятия (способность различать и опознавать на слух фонемы; умение характеризовать звук по всем параметрам: гласный, согласный, твёрдый - мягкий согласный, звонкий – глухой согласный звук). Используются схемы звуков (гласные звуки обозначаются красным цветом, согласные: твёрдые – синим, мягкие – зелёным цветом).

- развитие фонематического анализа (определение места заданного звука в слове). Используются игры: «Подбери картинку с заданным звуком», «Куда спрятался звук?» и т. д;

- Развитие фонематического синтеза (составление слов из последовательно предъявляемых звуков). Игры: «Собери слово», «Звуки рассыпались»;

- Формирование понятий: предложение, слово, слог, звук.

Используем методики следующих авторов: Е. А Пожиленко, Т. А. Ткаченко, Е. В. Колесникова, В. В. Коноваленко, Л. Н. Смирнова, О. С. Гомзяк.

5. Развитие и совершенствование связной речи дошкольника.

- Формирование диалогической речи (развитие коммуникативной функции речи и способов реализации речевых средств в процессе диалога: умение участвовать в разговоре, отвечать на вопросы кратко или распространённо, точно следуя содержанию вопроса, умение самому задавать вопросы)

- Формирование монологической речи (составление предложения по отдельным ситуативным картинкам; рассказывание по картинам, рассказы – описания предметов, объектов, составление рассказов с элементами творчества, пересказы). Самостоятельная связная речь детей является несовершенной. Они испытывают значительные трудности в программировании высказывания. Для облегчения процесса становления связной речи используются наглядные средства, которые стимулируют речевую деятельность. При составлении рассказов – описаний мы используем графические схемы, которые представляют речевой план рассказа, о каком – либо предмете или объекте. При обучении пересказу используется приём моделирования сюжета произведения с помощью условной наглядной схемы, или по пиктограммам (пиктограмму текста дети изображают самостоятельно).

Работа по формированию связной речи строится с использованием различных приёмов, предложенных в методиках Г. В. Чиркиной, Т. Б.Филичевой, В.К. Воробьёвой, Т. А. Ткаченко, В. П. Глухова и др.

6. Развитие общей и мелкой моторики.

- развитие подвижности пальцев рук (пальчиковые игры; самомассаж с использованием тренажёров: су-джок, аппликатора Кузнецова, резиновых колец, мячиков; мозаики; бусы; шнуровки, пазлы, сухой бассейн.

- Развитие согласованных движений правой и левой руки (использование кинезиологических упражнений: «Колечко», «Кулак – ребро – ладонь», «Ухо – нос» и др.).

7. Развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, воображения).

В своей работе логопеды используют нетрадиционную методику Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления». Эта методика учит детей мыслить, рассуждать, активизирует малоактивных детей.

Для развития творческих способностей с детьми старшего возраста готовим театрализованные спектакли. Показ спектаклей осуществляется не только для детей и родителей детского сада, но и для детей детского дома № 1, которые приезжают к нам в гости.

   
expert.tomedu.ru
   
   
   
   
© Детский сад №86