В сентябре учителями - логопедами Бардаковой Л.Л. и Остапенко Л.Н. был проведён семинар – практикум для воспитателей на тему: «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста»

Тема семинара была выбрана повторно, так как многие педагоги испытывают затруднения и недостаток знаний при проведении этого вида занятий.

Как и на предыдущих семинарах использовался символ «Цветик - семицветик», который определял последовательность заданий.

На семинаре педагоги получили возможность:

- закрепить свои знания по методике формирования навыков звукового анализа и синтеза;

- самостоятельно выполнять каждое практическое задание;

- задать и обсудить проблемные вопросы по данной теме.

Семинар – практикум для воспитателей на тему: «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста»

Цель семинара – практикума:

Стимулировать интерес и мотивацию педагогов к самообразованию. Закрепить знания методики формирования звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста. Развивать навыки анализа своей педагогической деятельности.

Педагоги с помощью фишек 2-х цветов распределяются на 2 команды.

Задания для педагогов:

1 задание:

1 команда:

Дать характеристику согласным звукам. На какие группы делятся согласные звуки? Вспомнить условные обозначения звуков.

2 команда:

Дать характеристику гласным звукам. Условное обозначение гласных звуков.

2 задание:

1-ая команда:

В каких случаях согласные мягки, какие согласные всегда мягкие?

2-ая команда:

В каких случаях согласные тверды, какие согласные всегда твёрдые?

3 задание (практическое):

1 команда:

Подчеркни слоги с мягкими согласными:

НУ, СИ, ИН, КЯ, ЕР, ГЮ, ДО, МЕ, ЯЛ, ФУ, ТЫ, ПИ, ЛЁ.

2 команда:

Подчеркни слоги с твёрдыми согласными.

ФА, КЮ, ПА, ЖИ, ХИ, ДЫ, ШИ, ВЮ, МУ, СО, МЭ, ЦИ, ЧЕ.

4 задание (практическое):

1 команда:

Определить место звука Т в слове:

Туча, нитки, Томск, торт, кот, кусты, атмосфера, открытка, стакан, винт

2 команда:

Определить место звука Ть в слове:

Устин, тина, кости, тема, стена, путь, утята, суть, тяпка, тюль, остыть.

5 задание:

Индивидуальное выполнение по карточкам.

Формирование фонематического синтеза игра «Прочитай имя»

6 задание:

Выполнить звуковой анализ слов:

1 команда:

СУМКА, ЧАСЫ, ПЕРВЫЙ, МАШИНА, ЁЛКА, СУТКИ, ЧАЩА, ЦИРКУЛЬ, ЛЯМКА, КАЛИНА

2 команда:

ЩУКА, КАПИТАН, ПЯТЫЙ, ЖИВОТ, КНИГА, ЦИРК, ПЛИТА, СТИХИ, КОШКИ, ЧАЙНИК

В ноябре учителя - логопеды Бардакова Л.Л. и Остапенко Л.Н. провели для воспитателей семинар – практикум на тему: « Обучение составлению рассказов - описаний».

На семинаре педагоги получили возможность:

1. Закрепить свои теоретические знания:

- о разных типах высказывания;

- об усложнении видов занятий по обучению составлению рассказов – описаний в разных возрастных группах;

- знания методики проведения занятий по обучению составления рассказов - описаний в разных возрастных группах.

2. Совершенствовать свои практические умения:

- при проведении занятий по составлению рассказа – описания (каждая команда провела занятие в соответствии с предложенной темой и возрастной группой);

- при составлении индивидуальных графических планов рассказа – описания по наводящим вопросам.

Семинар – практикум для воспитателей на тему: « Обучение составлению рассказов - описаний»

Цель семинара – практикума:

Стимулировать интерес и мотивацию педагогов к самообразованию. Закрепить знания методики составления рассказов – описаний в разных возрастных группах. Развивать навыки анализа своей педагогической деятельности.

Педагоги с помощью фишек 3-х цветов распределяются на 3 команды.

Задания для педагогов:

Вступительное слово:

Владение дошкольниками связной монологической речью происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической, а также умений строить высказывания разных типов: описание (мир в статистике), повествование (события в движении и во времени), рассуждение (установление причинно-следственных связей).

1 задание:

Дать названия типам высказывания (описание, повествование, рассуждение):

…………….. – это специальный текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идёт перечисление признаков, свойств, качеств, действий. Завершает текст итоговая фраза, оценивающая предмет.

………………. – это сюжет, развёртывающийся во времени и в логической последовательности. Структура текста должна содержать: начало (завязка), середина (кульминация), конец (развязка).

………………… – это текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку. Структура высказывания включает тезис (начальное предложение), доказательство выдвинутого положения и вывод, который из него следует. В высказывании может доказываться несколько выводов, или один обобщённый вывод

2 задание:

Распределить виды занятий по обучению составлению рассказов – описаний в соответствии с возрастом (указать возрастную группу):

- Повторение за взрослым рассказов – описаний (по лексическим темам) из 2-3 предложений, совместное рассказывание.

- Составление рассказов – описаний (по лексическим темам) по предложенному плану (использование графической схемы).

- Составление рассказов – описаний (по лексическим темам) с опорой на предметную картинку и коллективно составленный план.

- Самостоятельное составление рассказов – описаний (по лексическим темам) с использованием опорных сигналов и без них.

3 задание:

Каждой подгруппе провести занятие по составлению рассказа – описания в соответствии с указанным возрастом и структурой занятия:

1-ая подгруппа:

младшая группа:

Педагогам предлагается тема занятия:

«Составление рассказа-описания об игрушке (машинка)».

Структура занятия:

1. Вводная часть. Сюрпризный момент.

2. Рассматривание предмета. Ответы на вопросы.

3. Задания по развитию звуковой культуры речи.

4. Физминутка.

5. Образец рассказа взрослого.

6. Совместное составление рассказа – описания: «Я начну, а ты закончи».

7. Итог занятия.

2-ая подгруппа:

Средняя группа:

Педагогам предлагается тема занятия:

«Составление рассказа-описания об овоще с опорой на графическую схему».

Структура занятия:

1. Вводная часть. Художественное слово.

2. Рассматривание предмета. Ответы на вопросы.

3. Задания по развитию звуковой культуры речи.

4. Физминутка.

5. Образец рассказа взрослого с опорой на графическую схему.

6. Составление рассказа – описания с опорой на графическую схему детьми (при необходимости с помощью взрослого).

7. Итог занятия.

3-я подгруппа:

Старшая группа:

Педагогам предлагается тема занятия:

«Составление рассказа-описания о перелётной птице с опорой на предметную картинку и составленный план».

Структура занятия:

1. Вводная часть. Дидактическая игра на развитие лексико–грамматических категорий.

2. Рассматривание объекта (предмета) по картинке. Беседа.

3. Коллективное составление и запоминание плана описательного рассказа.

4. Физминутка.

5. Припоминание плана – описания по цепочке.

6. Образец рассказа взрослого с опорой на составленный план.

7. Составление рассказов – описаний детьми с опорой на предметную картинку и составленный план.

8. Итог занятия.

4 задание:

Составить индивидуальный графический план рассказа – описания (заполнение рисунками 5 клеток) по наводящим вопросам педагога.

Тема: «Составление рассказа – описания о дереве».

Вопросы для составления плана - схемы:

- Название дерева.

- Это дерево хвойное или лиственное?

- Где растёт? (Как называется место, где растёт много таких деревьев?)

- Назовите части дерева.

- Какую пользу приносит?


   
   
   
   
   
© Детский сад №86